Что такое факторинг?
Факторинг – деятельность финансирования под уступку денежного требования.
Простыми словами, определенное предприятие (клиент) продает свою дебиторскую задолженность организации, предлагающей факторинговые услуги, и таким образом финансирует себя. Факторинговая организация, в свою очередь, берет на себя риск неуплаты дебиторской задолженности и управление этими долгами, а взамен получает прибыль в виде комиссионных выплат.
Какие организации предоставляют услуги факторинга?
Согласно Гражданскому кодексу Республики Узбекистан, факторинговые услуги могут оказать коммерческие банки и другие кредитные организации
в лице финансовых агентов.
В чём преимущества факторинговых услуг?
1. Повышение ликвидности
Факторинг позволяет компаниям немедленно получить денежные средства по своей дебиторской задолженности, что повышает их ликвидность. Это особенно важно для предприятий, которые испытывают сезонные колебания или нуждаются в немедленных средствах для покрытия операционных расходов.
2. Снижает финансовые риски
Факторинговая компания принимает на себя риск неоплаты дебиторской задолженности. Это защищает компанию от финансовых потерь и снижает финансовые риски.
3. Управление дебиторской задолженностью становится проще
Факторинговая компания занимается сбором платежей и управлением дебиторской задолженностью. В этом случае компания, пользующаяся услугой факторинга, будет освобождена от самостоятельного решения этих задач и сможет сосредоточиться на своей основной деятельности.
4. Возможность финансирования в кратких сроках
Факторинг позволяет получить финансирование без прохождения сложного процесса кредитования. Предприятия могут сразу же направить эти деньги на свою основную деятельность.
5. Гибкость условий факторингового обслуживания.
Факторинг предлагает гибкие условия финансирования. Компании могут продать столько дебиторской задолженности, сколько захотят, получить согласованную сумму финансирования авансом и воспользоваться удобным для них уровнем обслуживания.
Преимущества для коммерческих банков заключаются в следующем:
1. Расширяется клиентская база.
2. Увеличивается ряж операций банков по линии краткосрочного финансирования.
3. Увеличивается прибыльность банковИстория развития факторинговых услуг и международный опыт
Доля платежей в рассрочку в международной торговле в 1990 году составляла 20%, а к 2023 году этот показатель достиг 90%. Это означает, что 90% контрактов компаний, работающих на международном уровне, заключаются на основе рассрочки, а это увеличивает спрос на факторинговые услуги.
Например, сегодня в Китае среднее время получения денег в торговых операциях составляет 52 дня. Производство, как известно, требует постоянного притока средств.
В таблице ниже мы можем увидеть сравнительный анализ процесса финансирования на основе банковских кредитов и факторинговых услуг:
Критерии |
Факторинговые услуги |
Бановские кредиты |
Срок оформления | Короткий срок (от 2 часов до 1 дня) | 1 - 5 дней |
Обеспечение | Не требуется | Требуется |
Целесообразность | Не требуется | Требуется |
Лимит финансирования | Нет ограничений | Лимит установлен |
Срок финансирования | Лимит не установлен | В срок, указанный в договоре |
Какие виды факторинговых услуг существуют?
1. Традиционный факторинг. В этом случае определенная компания продает свою дебиторскую задолженность факторинговой организации. Факторинговая организация предоставляет указанную сумму в качестве аванса предприятию.
2. Обратный (реверсивный) факторинг. Чтобы создать более выгодные условия для своих поставщиков, компания-закупщик обращается
к факторинговой услуге.
3. Однофакторный факторинг. Услуги однофакторного факторинга в основном используются в местной практике и предлагают услуги финансирования только для дебиторской задолженности.
4. Многофакторный факторинг. Этот вид факторинга в основном используется в международной практике и включает в себя, помимо финансирования, ряд дополнительных услуг, таких как сбор и управление дебиторской задолженностью.
5. С правом регресса. В этом случае, если покупатель не производит оплату, банк имеет право потребовать оплату от поставщика.
6. Без права регресса. Банк может потребовать оплату только от покупателя.
7. Открытый факторинг. В этом случае компания, приобретающая товары и услуги, уведомляется о том, что оплата будет произведена в банк.
8. Закрытый факторинг. При этом виде факторинга покупатель товаров и услуг не уведомляется о том, что ему необходимо произвести платеж в банк.
Что меняется при использовании факторинга по сравнению с традиционной формой оплаты?
Мы можем рассмотреть это на следующем примере:
Например, между двумя юридическими лицами был заключен договор купли-продажи.
Договорились, что производитель доставит товар по указанному адресу в течение двух дней, а покупатель оплатит указанную сумму в течение трех месяцев. Например, предположим, что сумма контракта составила 100 миллионов сумов.
Традиционным способом это делается следующим образом:
Производитель поставляет товар на сумму 100 миллионов сумов через два дня и получает оплату через три месяца. В этот период предпринимателю приходится финансировать производство из других источников.
При финансировании через факторинговый инструмент:
Производитель поставляет товар на сумму 100 миллионов сумов. Покупатель выставляет счет на оплату в течение трех месяцев. Данный
счет-фактуру производитель продает факторинговой организации примерно за 98 миллионов сумов (за вычетом платы за обслуживание).
Факторинговыми услугами можно пользоваться только для местной торговой деятельности?
Конечно, факторинговые услуги также могут использоваться для международной экспортно-импортной деятельности. Факторинговые услуги могут предоставляться в следующих 3 формах:
1. Импортер является нерезидентом. Экспортер и Фактор являются резидентами.
2. Экспортер – резидент, Импортер и Фактор – нерезиденты.
3. Экспортер – резидент, импортер – нерезидент. Факторов также 2 – для каждой стороны. В такой ситуации экспортер продает счет-фактуру экспортному фактору и немедленно получает средства, импортер в установленном порядке передает оплату своему импортному фактору, а импортный фактор передает оплату экспортному фактору.