Тема «Наличные деньги»
У многих детей первый опыт взаимодействия с финансами ребенок получает с наличными деньгами.
Первое правило безопасности, которое важно усвоить: деньги нужно надежно спрятать и внимательно за ними следить. Лучше карман на молнии под рукой, чем открытый задний карман джинсов. Ни купюры, ни кошелек не должны торчать из рюкзака или одежды. Детям с раннего возраста важно рассказывать, что деньгами не нужно хвастаться перед другими людьми: иначе есть вероятность попасть в опасную ситуацию.
Второе правило безопасности – делать покупки только в проверенных магазинах. Например, у вас рядом с домом есть супермаркет, где вы много раз были вместе. Учить детей делать покупки необходимо в знакомых магазинах.
Важно научить ребенка считать цены и отличать мошеннические операции. Например, при покупке в большом магазине к нему может подойти незнакомый человек и предложить расплатиться на месте.
Третье правило безопасности – не соглашаться на дополнительные предложения. Если ребенку предлагают купить что-то еще, или он сомневается, что хочет купить этот товар, он может спокойно отказаться и вернуть его на полку. Главное разъяснить что в любой непонятной ситуации он может обратиться к близким за советом или помощью.
Тема «Банковская карта»
Вы решили открыть вашему ребенку детскую банковскую карту. Перед тем как ее подарить необходимо Вам самим сначала разобраться с настройками и подключенными услугами, тогда в случае потери банковской карты последствия будут минимальными.
- Подключите СМС-информирование – для мониторинга совершаемых операций.
- Установите лимит операций по карте – в случае кражи невозможно будет списать большую сумму.
- Установите пин-код, который ребенок не забудет - например, последние цифры номера телефона или банковской карты. Вручая ребенку банковскую карту, стоит сразу объяснить базовые правила безопасности – пин-код карты нельзя сообщать никому, даже одноклассникам, а уж тем более продавцу.
Ребенку важно объяснить, что необходимо делать если у него потерялась банковская карта: если ребенок маленький в таком случае первое действие – сразу же позвонить вам, если карта потерялась у подростка, у которого установлено мобильное приложение - важно заблокировать карту или позвонить в банк.
Тема «Интернет»
Многие дети, имея смартфон, очень активно пользуются интернетом. Важно объяснить ребенку что не каждому сайту и приложению/игре можно доверять. При посещении непроверенных сайтов можно подцепить вирусы. Еще сложнее, если речь идет про онлайн-шопинг: в этом случае потребуется вводить данные карты.
Объясните ребенку основные навыки кибербезопасности:
- чтобы убедиться в надежности веб-сайта необходимо найти замок в адресной строке, а адрес сайта должен начинаться с https://, а не с http://;
- не привязывать основную банковскую карту к платежным сервисам, лучше открыть виртуальную карту и отправлять на нее необходимую сумму;
- внимательно прочитать название сайта: нет ли пропущенных букв и ошибок;
- не выкладывать в социальные сети личные данные, не фотографировать банковскую карту;
- пароли должны быть сложными и содержать разные символы, нельзя писать дату рождения или последовательность цифр.
Объясните ребенку что, если он хочет что-то купить в интернете надо попросить родителей/родных помочь, чтоб не оказаться жертвой мошенников. В большинстве случаев, бывает, что ребенок играет онлайн-игры и хочет сменить/прокачать персонажа в онлайн-игре. Мошенники могут обманом выманить реквизиты карты, деньги уйдут, а ребенок ничего не получит.
Также может произойти ситуация, когда к вашему аккаунту в Apple Store/Google Play привязана банковская карта и ребенок решил купить игру-приложение с бесплатным периодом использования и подтвердил подписку, немножко поиграл, а потом игра ему не понравилась. Он ее удалил, но по истечении бесплатного месяца с привязанной к аккаунту карты списывается определенная сумма. Необходимо объяснить ребенку что при появлении таких сообщений не нужно ставить галочку или нажимать согласие.
Тема «Телефонные звонки»
Как отвечать на звонки с незнакомого номера? Вы можете договориться с ребенком, что он отвечает на звонки, но если слышит незнакомый взрослый голос, то кладет трубку. В любом случае он должен помнить: никому не сообщать личные данные и данные банковской карты.
Расскажите ребенку о разных видах мошенничества. Есть люди, которые звонят и представляются сотрудниками банка или платежной организации, стараются войти в доверие и завладеть деньгами или картой.
Предупредите, что мошенники часто выведывают секретную информацию. Например, хотят обманом получить ответы на контрольные вопросы: узнать пин-код, коды подтверждения из смс-сообщений, после чего украсть деньги с карты. Договоритесь, что ребенок не будет разговаривать с сотрудниками банка/платежной организации. Достаточно просто ответить «Извините, родители вам перезвонят».