Понятие «фрод» происходит от английского слова «fraud» (мошенничество) и означает мошеннические действия, совершаемые с использованием информационных технологий.
Система антифрод направленна на предотвращение мошенничества при осуществлении платежей с использованием банковских карт и счетов, учетных записей мобильных приложений и электронных кошельков.
В настоящее время Центральный банк, коммерческие банки и другие финансовые организации реализуют необходимые меры по предотвращению подозрительных мошеннических операций с банковскими картами, совершаемых с использованием цифровых технологий.
В целях обеспечения выполнения этих задач в настоящее время ведутся работы по внедрению системы антифрода в коммерческих банках, у операторов платежных систем, и платежных организациях, а также централизованной антифрод системы в Центральном банке.
Например, при использовании банковских мобильных приложений внесли некоторые антифродные изменения такие как:
- невозможноcть добавления чужой карты в мобильное приложение банка;
- невозможность совершать денежные переводы на другую карту с новой добавленной карты в течение одного часа;
- невозможность получить удаленный доступ в приложение банка (во время телефонного разговора приложение в мобильном устройстве перестаёт работать)
- невозможность регистрации нового мобильного приложения банка зарубежом
- обязательная биометрия при онлайн кредитовании для клиента (даже если клиент ранее проходил идентификацию)
Так же с 1 ноября 2024 года вступил в силу временный порядок, который действует до 1 апреля 2025 года.
Согласно порядку:
- каждый гражданин при оформлении онлайн-кредита через мобильное приложение обязан пройти идентификацию (снятие отпечатков пальцев или сканирование лица);
- при оформлении кредита гражданином его кредитная история проверяется дважды: первая проверка осуществляется при подаче заявления и вторая перед выдачей кредита. Если в результате проверки установлено, что у клиента отрицательная кредитная история или резкое увеличение долговой нагрузки (соотношение размера среднемесячных платежей заемщика по кредитам или микрозаймам к размеру его среднемесячного дохода), если за короткий период времени было оформлено несколько кредитов, в кредите может быть отказано или выделено на менее выгодных условиях.
- если гражданин, проходит новую регистрацию через мобильное приложение кредитной организации, входит уже в существующий аккаунт с другого устройства или впервые получает онлайн-кредит то использование этих кредитных средств ограничиваются на 48 часов. В период ограничения гражданину необходимо позвонить в кредитную организацию и подтвердить, что он получил кредит без мошенничества. Если гражданин это не подтвердит, договор займа будет расторгнут и выделенные деньги будут возвращены.