Предпринимательство является рискованной деятельностью и для полноценной оценки рисков, начинающему предпринимателю крайне важно строить бизнес за счет стартового капитала. В случае нехватки средств, в качестве финансовой помощи могут быть выделены кредиты и субсидии.
Отличие субсидии от кредита заключается в том, что она выделяется государством безвозмездно для развития и стимулирования определенных отраслей. Однако, если будет установлено, что выделенная субсидия была использована не по назначению, государство в соответствии с законом может забрать ее обратно.
В целях развития предпринимательства среди населения (юридических и физических лиц), обеспечения занятости и сокращения бедности, выделяются субсидии из средств Фонда привлечения населения к предпринимательству при Агентстве по работе махаллабай и развитию предпринимательства [1] в следующих целях:
- на приобретение оборудования для начала предпринимательской деятельности и самозанятости безработных граждан, включенных в «Железную тетрадь», «Женскую тетрадь» и «Молодежную тетрадь» - до 7 млн сумов, женщинам – до 10 млн сумов;
- на оплату арендной платы за первые 3 месяца безработным гражданам, зарегистрировавшимся в качестве субъекта предпринимательской деятельности и начинающим свою деятельность – до 10-кратного размера БРВ[2];
- для установки теплиц с легкой конструкцией – до 30-кратного размера БРВ;
- для внесения взносов в уставный фонд сельскохозяйственных кооперативов (рыболовство, кролиководство, птицеводство, пчеловодство, плодоовощеводство, виноградарство, портняжное дело, ремесленничество и другие отрасли) – до 10-кратного размера БРВ (в этом случае кооператив должен быть создан для обеспечения занятости безработных или малоимущих граждан и реэмигрантов);
- на покупку ирригационного оборудования – до 10-кратного размера БРВ;
- на покупку семян и саженцев – до 3-кратного размера БРВ;
- на приобретение коврового и шелкоткацкого станка (с созданием не менее трех рабочих мест) – до 10-кратного размера БРВ за каждый станок;
- для покрытия расходов на обучение на курсах рыбоводства – до 2-кратного размера БРВ;
- для мастеров, обучающих или желающих обучить какой-либо профессии, или обеспечивающих заработную плату стажеров, в таких отраслях как ремонт и настройка компьютеров, видео и фотосъемка, ремонт и сборка мебели, парикмахерские услуги, услуги маникюра, педикюра в центрах профессионального обучения – до 4-кратного размера БРВ пяти ученикам в течение 3-х месяцев;
- на покрытие 50% расходов подмастерьев на приобретение оборудования и расходных материалов, необходимых для начала самостоятельной предпринимательской деятельности и создание сайтов для реализации своей продукции через электронную коммерцию, включая расходы на рекламу (не превышающие 25-кратного размера БРВ);
- на закупку необходимого сырья для мастеров и выделение заработной платы ученикам – в размере не менее 2-кратного размера БРВ на одного ученика ежемесячно в течение 6 месяцев.
Какие документы нужны для получения субсидии?
Требуемые документы могут различаться в зависимости от цели и направления субсидии. Например, безработные граждане, включенные в «Железную тетрадь», «Женскую тетрадь» и «Молодежную тетрадь», должны предоставить следующие данные и документы:
- фамилия, имя и отчество;
- адрес постоянного места жительства;
- серия и номер паспорта (номер удостоверения личности);
- регистрация в «Железной тетради», «Женской тетради» или «Молодежной тетради»;
- наименование приобретаемого оборудования и/или предмета труда;
- размер запрашиваемой субсидии;
- государственная регистрация в центре госуслуг в качестве предпринимателя или в налоговых органах качестве индивидуального предпринимателя.
Как подать заявку на получение субсидии?
Эти виды субсидий выделяются по рекомендации помощника хокима. В этом случае возможно обращение к помощнику хокима по адресу постоянного проживания в письменной форме или через электронную платформу «Махалла онлайн» (https://online-mahalla.uz/).
Как подается онлайн заявка на получение субсидии?
Для подачи заявления через электронную платформу «Махалля онлайн» необходимо:
- перейти на сайт online-mahalla.uz/;
- нажать кнопку «Заявка на получение субсидии»;
- в появившемся окне ввести основные данные (тип заявителя (физическое или юридическое лицо), номер паспорта или удостоверения личности, дата рождения);
- в следующем окне вводится адрес проживания и телефон заявителя;
- затем вводится тип субсидии (в зависимости от вида субсидии требуется дополнительная информация и документы) и размер субсидии;
- на финальном этапе нажимается кнопка «Подготовить заявку» и отправляется онлайн-заявка.
В течение скольки дней и в какой форме выделяется субсидия?
После подачи заявления, решение о выделении субсидии принимается в течение 7 рабочих дней:
1. В течение 3-х рабочих дней помощник хокима:
- проверяет данные заявителя;
- оформляет акт;
- проверяет данные заявителя;
- направляет рекомендацию, заявление и акт о заявителе в Центр по работе махаллабай и развитию предпринимательства.
2. В течение 2-х рабочих дней Центр:
- проверяет подлинность документов;
- направляет заключение по заявлению в региональное отделение Агентства по работе махаллабай и развитию предпринимательства
3. В течение 2-х рабочих дней региональный офис Агентства:
- рассматривает заключение Центра и приложенные к нему документы;
- по результатам исследования оформляет приказ регионального отделения Агентства о выделении субсидии;
- направляет письменное уведомление о приказе в Центр, помощнику хокима и заявителю через электронную платформу «Онлайн махалля».
В каких случаях может быть отказано в выделении субсидии?
В выделении субсидии может быть отказано в случае выявления поддельных документов и недостоверных (заведомо ложных) сведений помощником хокима, ответственного за изучение документов или центром, а также региональным отделением Агентства. В таких случаях заявителю должно быть направлено уведомление с указанием причин отказа в следующие сроки:
- со стороны помощника хокима: - в течение одного рабочего дня;
- со стороны Центра: - в течение двух рабочих дней;
- со стороны регионального отделения Агентства: в течение двух рабочих дней.
[1] [1] https://lex.uz/uz/docs/-6002834
[2] БРВ - базовая расчетная величина - составляет 300 000 сум на территории Республики Узбекистан с 1 июня 2022 года.