Цифровая идентификация – это процесс проверки и подтверждения личности клиента с использованием информационных систем.
Порядок и основные правила проведения цифровой идентификации клиентов кредитными и платежными организациями прописывается в «Положении о порядке цифровой идентификации клиентов», зарегистрированным Министерством Юстиции [1]
В каких случаях может использоваться цифровая идентификация?
- открытие и управление электронными кошельками;
- открытие и управление банковским счетом, а также банковской картой;
- осуществление трансграничных денежных переводов с использованием банковских карт или систем электронных денег;
- получение онлайн-микрозайма.
Как кредитные и платежные организации проверяют и идентифицируют личность клиента?
Кредитно-платежные организации используют два метода цифровой идентификации личности клиента:
1) Проверка и идентификация клиента сотрудником кредитно-платежной организации на основании информации, предоставленной клиентом.
2) Проверка и идентификация клиента в реальном времени без учета человеческого фактора информационными системами кредитно-платежной организации
1 метод:
1.получают от клиента фотографии документа, удостоверяющего личность (биометрический паспорт, идентификационная ID-карта или водительское удостоверение нового образца);
2.получают фото и (или) видеосъемку клиента;
3.Система «электронного правительства» сравнивается с данными физических и юридических лиц путем отправки запроса в центральные базы данных;
4.сверяют фотографию, содержащуюся в документе, удостоверяющем личность, с отправленной фотографией и (или) видеозаписью клиента, а также с фотографией, размещенной в центральной базе данных (если она имеется);
5.проверяют номер мобильного телефона, который используется для связи с клиентом, используя метод, позволяющий определить, используется ли он клиентом (подключение мобильного телефона, отправка SMS);
6. проводят проверку, чтобы определить, попадает ли клиент в категорию повышенного риска в соответствии с правилами внутреннего контроля;
7.ответственный сотрудник кредитно-платежной организации организует сеанс онлайн-видеоконференции с клиентом и проверяют, принадлежат ли полученные документы ему.
2 метод:
1.получает от клиента серию и номер документа, удостоверяющего личность (биометрический паспорт или идентификационную ID-карту или новое водительское удостоверение), или личный идентификационный номер и дату рождения человека или всю эту информацию, а также фото или видео в соответствии с настоящим Положением;
2.отправляет запрос в центральную базу данных и получает следующую персональную информацию о покупателе:
- цифровую фотографию (при наличии);
- личный идентификационный номер физического лица (ПИНФЛ);
- дата выдачи биометрического паспорта или идентификационной ID-карты, срок ее действия и место выдачи; фамилия, имя, отчество на государственном языке (на латыни);
- сведения о поле, стране рождения, месте рождения, национальности, гражданстве и месте постоянного или временного проживания;
3.сравнивает фотографию в реальном времени, сделанную у клиента, или фотографию в видео, с фотографией, взятой из центральной базы данных (если есть) в автоматическом режиме (без учета человеческого фактора);
4.проверяет номер мобильного телефона, используемый для связи с клиентом, используя метод, позволяющий определить, используется ли он клиентом (подключение мобильного телефона, отправка SMS);
5.сравнивает полученные данные со Списком в автоматическом (без учета человеческого фактора) порядке в соответствии с правилами внутреннего контроля.
При использовании цифровой идентификации банки устанавливают лимиты на предоставление услуг:
- максимальная сумма одной транзакции, совершаемой владельцем электронных денег;
- максимальная сумма электронных денег, хранящихся в одном электронном устройстве владельца электронных денег;
- сумма транзакций, совершенных владельцем электронных денег в течение календарного месяца;
- сумма операций, совершенных владельцем банковского счета (карты) в течение календарного месяца;
- лимит микрозайма.
В каких случаях кредитные и платежные организации не выполняют цифровую идентификацию?
- в случае, если совершенная клиентом сделка попадает в категорию повышенного риска в соответствии с правилами внутреннего контроля;
- когда есть сомнения в достоверности информации, предоставленной клиентом;
- при наличии сомнений в том, что фотография в документе, удостоверяющем личность, соответствует (при наличии) фотографии и (или) видеозаписи, и фотографии, размещенной в центральной базе данных;
- когда информация, полученная от клиента, не соответствует данным, размещенным в центральной базе данных или невозможно проверить соответствие;
- если фото и (или) видео не соответствуют требованиям;
- когда есть сомнения в легализации доходов от преступной деятельности, финансировании терроризма и финансировании распространения оружия массового уничтожения.